Как восстановить литиевый аккумулятор от шуруповёрта DeWalt?
Реанимируем аккумулятор DCB 145
Литиевые батареи находят всё большее применение в быту. Теперь они всё почаще встречаются как сменных аккумов для шуруповёртов и другого электроинструмента. Невзирая на свои плюсы, литиевые батареи также не лишены недочетов.
Так, после 1,5 года эксплуатации батареи от шуруповёрта DeWalt стали стремительно разряжаться, работать стало нереально. Батареи заряжались максимум до 14,4 вольт, хотя для этой цели использовалось штатное зарядное устройство DCB-107. А дополнительно, зарядка происходила за короткий срок, заместо положенных 60 минут, от силы минут 15.
Пока говорить что же на самом деле, как удалось решить данную делему, мне хочется познакомить читателя с устройством литиевого аккума от шуруповёрта.
Вот так смотрится штатный аккумулятор DeWalt DCB-145.
Чтоб вскрыть таковой аккумулятор будет нужно шестигранная отвёртка типа TORX. АКБ состоит из 4 литиевых (Li-ion) банок SAMSUNG SDI INR18650-13B ёмкостью 1300 mA/h любая. Что остается сделать нашему клиенту четыре банки установлены в пластмассовый бокс и соединены поочередно с использованием токоведущих пластинок. Пластинки приварены к контактам аккумов точечной сваркой. Видно, что это высококачественная заводская сборка.
Не советую делить банки составного аккума, перекусывая соединительные токоведущие пластинки. Я так сделал и пожалел. Дальше я расскажу, почему этого делать не нужно.
Сами батареи Самсунг SDI INR18650-13B лишены встроенного контроллера заряда/разряда. К огорчению, отыскать документацию на батареи непосредственно этой модели (с индексом 13B) мне не удалось. Но, судя по параметрам аккумуляторов данной линейки, максимальный непрерывный ток разряда (Max Continuous Discharge Current) может быть от 18 (INR18650-13L) до 23 (INR18650-13M) ампер! Не удивительно, что в них нет встроенного контроллера.
Также в корпусе батареи установлен 5-ти контактный разъём и небольшая печатная плата.
Многоконтактный разъём необходим для того, чтобы при заряде была возможность контролировать заряд каждого из четырёх аккумуляторов INR18650-13B отдельно. Как известно, напряжение более 4,1
4,2V для литиевых аккумуляторов опасно и может привести к повреждению или даже возгоранию. Поэтому зарядное устройство выравнивает (балансирует) ток через каждую банку составной батареи так, чтобы напряжение на каждой из них не превышало 4,1V.
Также на печатной плате установлен датчик температуры, который прилегает к одной из литиевых банок.
Благодаря датчику штатная зарядка DeWalt DCB-107 измеряет температуру аккумулятора и отключает режим заряда в том случае, если батарея перегрета или имеет температуру ниже 4 0 С. Кроме термодатчика на плате смонтирована какая-то схема, но она залита герметиком.
Такая аккумуляторная сборка называется Pack for Power Tool, то есть Пакет или аккумуляторная сборка для электроинструмента. Вот так она выглядит.
Реальный способ восстановить на 100% аккумулятор шуруповерта, по моей методике NI-CAD 1.2V peling
Купить акб под замену можно тут. Последний более продуманный способ .
ВОССТАНОВЛЕНИЕ МЕРТВОГО Ni-Cd АККУМУЛЯТОРА ШУРУПОВЕРТА СВОИМИ РУКАМИ
АККУМУЛЯТОРЫ. Лот на 5 шт, если вам необходимо меньше, то нужно попросить продавца выставить.
Крупные компания вроде Samsung поставляют такие вот сборки для производителей силового электроинструмента под заказ. Возможно, поэтому мне и не удалось найти точные характеристики под аккумуляторы INR18650-13B.
С устройством Li-ion аккумулятора для электроинструмента мы ознакомились. Вернёмся к нашим дохлым аккумуляторам.
Перед тем, как аккумуляторы сдохли их очень сильно разрядили. Пользовались шуруповёртом до тех пор, пока аккумулятор не разрядился, а затем, сделав передышку, поработали им ещё некоторое время. После этого аккумуляторы и стали плохо заряжаться, и не держали ёмкость.
После замера напряжения на каждой банке АКБ выяснилось, что 3 банки из 4 заряжены не польностью. до 3,5 вольт. Лишь одна зарядилась до необходимых 4,1 вольт (для Li-ion).
Если сложить напряжение всех банок, то получим как раз те самые 14,4V. Напомню, что штатное зарядное устройство очень быстро заряжало аккумулятор и отключалось.
Первое, что пришло на ум, это заменить те литиевые банки, которые заряжались не полностью. Но, поиск оригинальных INR18650-13B не дал результатов. Возможно из-за того, что такие сборки поставляются только под заказ и в розницу не поступают. Да и стоимость четырёх новых аккумуляторов, например, INR18650-22R практически равнялась цене одной АКБ DeWalt DCB-145. Поэтому от замены аккумуляторов я решил на тот момент отказаться.
И, тут в голову пришла дельная мысль, а она как всегда, запаздывает. Что, если штатная зарядка не смогла правильно отбалансировать составную литиевую АКБ после глубокого разряда? То есть штатная ДеВольт’овская зарядка заряжала одну банку до необходимых 4,1V и отключалась. При этом оставшиеся 3 литиевые банки заряжались не полностью, а всего лишь до 3,5V.
Было решено проверить штатное зарядное устройство DCB-107 на предмет наличия какой бы то ни было неисправности, но оно оказалось исправно. Да и новые аккумуляторы зарядка заряжала прекрасно.
Таким образом, я пришёл к выводу, что штатное зарядное устройство не смогло правильно отбалансировать составную литиевую батарею после глубокой разрядки.
Было решено разрядить/зарядить каждую литиевую банку 18650 отдельно с помощью стороннего зарядного устройства. Для этого использовалась зарядное устройство Turnigy Accucell 6 (аналог IMAX B6), о котором я уже рассказывал.
Разряжал каждую банку 18650 до 3V током 0,3А. Затем заряжал до 4,1V током 0,5А. Далее снова разряжал с целью определить, сколько же тока заливается в каждую конкретную банку. Это необходимо для того, чтобы оценить их ёмкость. Как выяснилось, аккумуляторы исправны и в каждую из них было залито от 1164 до 1186 mA. Что не так далеко от заявленной ёмкости в 1300 mA/h. Таким образом я убедился, что аккумуляторы исправны, и заменять их не стоит.
После теста (заряда-разряда) каждого аккумулятора меряем напряжение на каждой литиевой банке. Оно должно быть в пределах 3,1
3,3V на каждой. Таким образом составной аккумулятор будет разряжен до 12,4
Затем я собрал все банки в бокс, припаял плату с разъёмом и установил в корпус. Поставил полностью разряженный аккумулятор DeWalt DCB-145 уже в штатную ДеВольт’овскую зарядку и засёк время начала процесса зарядки. Как я и ожидал, спустя 1 час (60 минут, как и указано в инструкции) зарядка была завершена.
В качестве контрольного выстрела замерил напряжение на клеммах B и B-. Оно составило 16,4V, как и положено для полностью заряженной АКБ.
Таким образом удалось восстановить два аккумулятора DeWalt DCB-145 и избежать пустой траты денег на покупку новых аккумуляторов, суммарная стоимость которых практически равна стоимости недорогого шуруповёрта.
Теперь расскажу о граблях, на которые наступил.
Внимание! Сборку надо производить очень аккуратно и не допускать короткого замыкания между выводами банок и тех выводов, которые идут на балансировочный разъём. Если замкнёте что пассатижами или пинцетом, то фейерверк из искр обеспечен! Я в этом убедился на практике. Токи такие, что провод сечением 0,5 мм. плавятся так, будто это тончайший проводок плавкого предохранителя.
Также категорически не советую разделять литиевые банки, разрезая или перекусывая соединительные токоведущие пластины, которые приварены сваркой.
Во-первых, в этом нет необходимости. Зарядить каждую банку можно просто подключаясь выводами зарядного устройства к полюсам нужного аккумулятора. Единственное, что может потребоваться, так это отпаять выводы балансировочного разъёма и временно снять сам разъём со сборки.
Во-вторых, можно повредить изоляцию литиевых аккумуляторов и из-за этого замкнуть их.
В третьих, после того, как литиевые банки будут протестированы, встанет вопрос о соединении их вместе. И даже если пластины удастся спаять между собой, то поместить такую сборку обратно в корпус будет весьма трудоёмкой задачей. Корпус аккумулятора очень плотно подогнан под габариты сборки.